Защита нарушенных прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, к сожалению, очень часто требуется при различных проверках, и особенно при проведении внеплановых проверок государственными органами (прокуратурой, ФНС, Роспотребнадзором, Росздравнадзором и др.). Анализ статистических данных Банка судебных решений арбитражных судов показал, что чаще всего предпринимателями и юридическими лицами оспариваются именно ненормативные правовые акты, решения и действия органов власти и должностных лиц (ст. 197-201 АПК РФ).
Судебная практика и личный опыт автора показывают, что во многих случаях решения государственных органов по результатам проверок могут быть признаны незаконными. Основания для признания незаконными решений при проведении контрольных мероприятий могут быть разные, в том числе нарушения процессуального порядка, разное трактование норм материального права, а также отсутствие доказательств для принятия решения. Таким образом, после проведения проверки решение государственного органа должно быть тщательно проанализировано юристом на предмет его соответствия законности и обоснованности.
Важно знать, что вопросы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно положениям указанного Закона, можно выделить два пути защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Речь идет о судебном и внесудебном (административном) порядке защиты.
Указанный закон предусматривает вопросы обращения в суд за защитой нарушенных прав. Так, его п.3 ст. 23 закрепляет право на оспаривание действительности нормативных правовых актов органов государственного контроля (надзора), действий (или бездействия) должностных лиц, которые нарушают права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Обращаем внимание, что сбор доказательств – это процессуальная функция и право заинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях. Судом по своей инициативе доказательства не собираются. Поэтому очень важно в обоснование своих требований предоставить те доказательства, на которые субъект проверки ссылается в суде.
В отсутствии юриста субъекту предпринимательской деятельности очень сложно защитить свои права в ходе и после проведения государственных проверок. Не каждый руководитель юридического лица и предприниматель знают, что право на оспаривание результатов такой проверки можно реализовать, обратившись в суд с заявлением о признании оспариваемого акта недействующим; что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом; а также другие важные для защиты прав юридические тонкости.
Как видно из вышесказанного, нет сомнений, что вопросами защиты прав и интересов субъектов предпринимательства должен заниматься юрист – практик по данной категории дел. Опыт наших юристов позволяет эффективно решать Ваши проблемы, возникшие в ходе проведения государственных контрольно-надзорных мероприятий.
Статья подготовлена юристом Пономаревой Светланой Викторовной.
Сведения об указанных в части 6 настоящей статьи изменениях представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 8. Правительством Российской Федерации устанавливаются форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также порядок их учета.